2, Сентябрь 2020

«Индустрия гостеприимства останется отраслью людей»

Какие навыки будут востребованы в индустрии гостеприимства после пандемии, РБК+ рассказала Юлия Токарева, исполнительный директор образовательной группы Sommet Education в Восточной Европе и Центральной Азии.

— Отрасль переживает сложные времена. Каким вывидите ееразвитие?

— Под удар попал бизнес практически вовсех отраслях. При этом индустрия гостеприимства, вотличие отдругих, после окончательного снятия ограничений напересечение границ между странами может быть запущена вочень короткие сроки. Мыуже видим это напримере отдельных направлений. Отель, например, даже если оннаходился наполном карантине, может снова начать работу буквально заодин день.

Современного потребителя невозможно долго держать взаперти: онпривык путешествовать, получать эмоции, вкусно питаться иразвлекаться, тратить деньги надорогие вещи. Как только нам дадут больше свободы, индустрия будет одной изпервых, кто взлетит.

Сейчас основное для отрасли— убедить клиента втом, что дальше жить безопасно. Мытесно взаимодействуем скрупными международными представителями индустрии, ивсе это время бизнес готовился кперезапуску. Большое внимание уделяли подготовке мер предосторожности, обеспечению гостям уверенности, что они будут вбезопасности вотеле, всамолете, вресторане. Делается все возможное, чтобы потребитель понимал, что его готовы поддержать влюбой ситуации: если некомфортно, страшно, нужна медицинская помощь.

Мыизучаем тренды иобучаем студентов тому, что будет востребовано вближайшем будущем. Поэтому, пока мир был накарантине, мыобновляли образовательные программы, внедряли новые предметы, которые связаны суправлением вкризисных ситуациях (Crisis Management).

Кризисный менеджмент ираньше был частью нашей образовательной программы. Нона основе вызванного пандемией кризиса мысоздали новый образ программы Crisis Management: теперь мыучим студентов устойчивому бизнесу напримере реальной ситуации.

— Как изменились вотрасли требования ксотрудникам?

— Наши партнеры, втом числе Louis Vuitton, Международный олимпийский комитет, Four Seasons, FIFA, различные банковские структуры, сегодня ищут специалистов, которые нетолько академически ипрактически подготовлены, нои психологически могут работать склиентом, который из-за пандемии икризиса эмоционально подавлен, боится, испытывает стресс.

Работать слюдьми всегда сложно, имы ираньше учили студентов пониманию человеческого характера, умению найти индивидуальный подход ккаждому. Сейчас психологическая составляющая работы склиентом, так называемые гибкие навыки— soft skills становятся еще более востребованы.

— Насколько простым оказался для вас переход наонлайн-обучение?

— Внаших университетах всилу профессий, которым мыобучаем, большая роль отведена практической составляющей, тем самым soft skills. Вот сэтим вдиджитал работать сложнее.

Номы очень быстро трансформировались иадаптировались конлайн-режиму. Нам было важно сохранить непрерывность образования, ведь мыобеспечиваем бизнес специалистами высокого класса. Представители компаний сами приезжают кнам, чтобы пригласить выпускников наработу. Инесмотря нато, что операционная деятельность виндустрии сейчас замерла, такие встречи накампусе уже планируются.

Унас идо кризиса какие-то части образовательных программ были вдиджитал, иодна полная программа— Postgraduate Executive Diploma inInternational Hotel Management— относится кгибридным, смешанным программам ипозволяет, оставаясь нарабочем месте, например вРоссии, получить международный диплом поуправлению всфере гостеприимства иперейти наследующую ступень вразвитии карьеры. Тоесть платформы доставки онлайн-контента уже были. Поэтому буквально заодну неделю вмарте этого года Sommet Education разработала виртуальный доступ ковсем своим кампусам, внедрила цифровой контент иинструменты ивсе предметы полностью перевела вонлайн-режим.

Большинство студентов вернулись домой. Некоторые остались нанаших кампусах. Имбыло обеспечено дальнейшее комфортное проживание врезиденциях, включая гигиеническую бесконтактную доставку питания. Новсе продолжали учиться. Сослаблением режима самоизоляции вЕвропе сконца июля наши учащиеся постепенно возвращаются накампусы, имы готовимся кприему нового потока абитуриентов воктябре этого года.

— Вчем преимущество ваших учебных заведений?

— Университеты нашей группы— Glion Institute ofHigher Education иLes Roches Global Hospitality Management вШвейцарии также скампусами вИспании, Великобритании— мировые лидеры всфере гостеприимства. Они входят втоп-3 университетов виндустрии гостеприимства вмире вежегодном рейтинге QSWorld University Rankings 2020 года вноминации «Репутация среди работодателей».

Всвою очередь, аккредитация наших высших учебных заведений такаяже, как уГарвардского университета (Harvard University, США). Аэто определенная гарантия качества. Каждые несколько лет его подтверждают специальные комиссии, которые проверяют абсолютновсе: качество программы, контент, актуальность материалов, профессорский истуденческий состав. Наша позиция вмеждународной кредитной системе университетов обеспечивает студентам образование идиплом, которые котируются влюбой точке мира.

Университеты Sommet Education работают виндустрии более 60лет; налажены долгосрочные партнерские отношения скрупнейшими компаниями отрасли: многие ихпредставители, которые приезжают кнам рекрутировать студентов, сами выпускники наших университетов. Поэтому это актуальное прикладное образование, которое открывает дверь вмир работодателя.

Тем более Швейцария— родина индустрии гостеприимства, именно здесь был основан первый университет, специализирующийся наподготовке специалистов вобласти отельного итуристического бизнеса.

Кроме того, немаловажными являются исвязи, которые наши студенты приобретают впроцессе обучения. Вобщей сложности унас обучаются студенты изболее чем 100 стран.

— Вывзаимодействуете сработодателями для составления иразвития учебных программ?

— Обучение накампусе постоянно чередуется спрактической работой, стажировками вкрупных международных компаниях. Например, изтрех споловиной лет бакалавриата напрактическую часть уходит неменее одного года. Первая стажировка начинается уже после первого семестра, тоесть первые шесть месяцев мыготовим иделаем изстудента профессионала, который сможет пойти наработу. Обучение накампусе первые полгода тоже максимально практическое: студенты учатся всем тонкостям ведения бизнеса ссамых основ. Сложно стать успешным руководителем или предпринимателем, если тыне знаешь бизнес снуля.

После первой практики вкомпании они возвращаются нагод накампус ипереходят наступеньку администрирования. Затеоретической частью снова следует работа вкомпании. Тоесть мыпостоянно поддерживаем отношения сбизнесом.

Наши преподаватели— это профессионалы изиндустрии, люди избизнеса, зачастую продолжающие работать попрофессии.

Кроме того, компании, которые рекрутируют наших студентов, участвуют вформировании образовательного контента, они диктуют, какие академические ипрактические знания будут востребованы икаких трендов виндустрии нужно держаться.

Врезультате наши выпускники, заканчивая университет, получают нетолько диплом, нои резюме сгодом опыта работы, что важно для дальнейшего трудоустройства.

При этом унас очень интересный, многогранный сектор: нетолько отели ирестораны, авсе, что связано свысококлассным сервисом для людей, включая люксовые бутики, автомобили ичастные самолеты,— все это индустрия гостеприимства.Мы, например, работаем втом числе сApple иTesla.

— Накакую аудиторию рассчитаны образовательные программы университетов?

— Программы разные, зависит оттого, чего человек хочет идля чего ему это образование нужно. Наше образование может быть трамплином как для переезда заграницу, так идля развития собственного бизнеса или корпоративной карьеры вРоссии.

Хочу отметить: унас премиальные частные университеты инет программ набесплатной основе. Нопредусмотрены стипендии вразмере 10–20% отстоимости образования. Они для самых мотивированных иамбициозных абитуриентов схорошим уровнем английского языка.

Одни изсамых дорогих— программы бакалавриата для выпускников школ. Ценовая политика при этом комплексная ипрозрачная: родители знают, сколько они заплатят засеместр, ив эту стоимость входитвсе, единственные дополнительные расходы— карманные деньги.

При этом увсех студентов есть возможность абсолютно просто перемещаться между нашими международными кампусами влюбой период программы. Уровень образования везде одинаковый. Отличие будет вцене. Основные кампусы расположены вШвейцарии, здесь самое дорогое образование. ВАнглии ив Испании, например, оно намного дешевле.

Много программ длятех, кто продолжает обучение истремится ккарьерному росту,— например, магистерские программы иMBA, стоимость которых составляет от€30тыс.

Длятех, кто ищет себя вновой профессии, есть программы второго высшего образования. Стоимость постдипломного образования— около €23тыс., включая проживание, питание, медицинскую страховку иуниформу.

— Где специалисты вобласти гостеприимства будут более востребованы сточки зрения развития рынков?

— Большинство наших студентов изстран СНГ хотят попасть наработу вЕвропу. Страны Европы— это развитый ивысококонкурентный рынок, втом числе для соискателя. Иони довольно строго контролируют приоритетное право натрудоустройство своих граждан. Однако преимущество отрасли втом, что она по-настоящему международная. Поэтому приоритет работодатели зачастую отдают соискателям, владеющих языком страны, откуда едет клиент. Арусскоязычных путешественников становится все больше, иблагосостояние ихрастет.

Сточки зрения собственного бизнеса всфере гостеприимства нужно искать тетерритории, где можно быстро развиваться. Всегодняшних условиях такие перспективы есть вРоссии.

— Будущее связывают сцифровыми профессиями. Как вывидите развитие профильного образования виндустрии?

— Действительно, внашей отрасли тоже большое количество функций уже автоматизировано: бронирование билетов, отелей, регистрация нарейсы ив отелях. Виндустрии есть потребность вИТ-специалистах. Ив наших образовательных программах эти профессии представлены.

Ноиндустрия гостеприимства была иостанется отраслью людей. Потребителю нужна эмоциональная связь, ему нужно быть понятым, услышанным. Это роботами незаменишь.

Источник